ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0033-01-2025-000204-43 |
Дата поступления | 31.01.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Тулаева Оксана Викторовна |
Дата рассмотрения | 24.03.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1, Зерноградский районный суд Ростовской области |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 31.01.2025 | 16:59 | 31.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 03.02.2025 | 10:12 | 03.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 07.02.2025 | 15:14 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 10.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 07.02.2025 | 15:14 | 10.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 17.02.2025 | 14:17 | 18.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 11.03.2025 | 12:30 | 5 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 18.02.2025 | |||
Судебное заседание | 24.03.2025 | 12:00 | 5 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 11.03.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.04.2025 | 14:43 | 24.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 09.04.2025 | 09:41 | 14.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация Россошинского сельского поселения | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Зерноградского района Ростовской области |
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2025.
Дело № 2-386/2025
УИД: 61RS0033-01-2025-000205-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2025 года гор. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тулаевой О.В., при секретаре Крат А.О.,
с участием помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Градовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Россошинского сельского поселения Зерноградского района об обязании провести обучение работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование следующее.
Прокуратурой Зерноградского района проведена проверка Администрации Россошинского сельского поселения на предмет соблюдения требований трудового законодательства, норм охраны труда.
Проверкой установлено, что в нарушение требований закона обучение по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим 5 работниками администрации не пройдено, по соответствующим программам они не обучены.
С целью устранения указанных нарушений прокуратурой района главе администрации было внесено представление, которое рассмотрено, но нарушение не устранено.
В связи с этим, с учетом уточненных исковых требований прокурор просит суд: обязать Администрацию Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести обучение уборщика служебных помещений ФИО №1 по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (вместе с "Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда").
Помощник прокурора Зерноградского района Ростовской области Градова О.Н. в судебное заседание явилась, поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Администрация Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в судебное заседание своего представителя не направил, до судебного заседания направил в суд заявление о признании иска, просил суд рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ввиду следующего.
В силу ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой б то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 219 ТК РФ обучение по охране труда – процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями – индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 утвержден порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда и Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – правила).
В соответствии с п. 32 Правил обучение по оказанию первой помощи пострадавшим представляет собой процесс получения работниками знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
В соответствии с п. 33 Правил обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
б) работники рабочих профессий;
в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
ж) иные работники по решению работодателя.
Согласно пункту 34 Правил обучение по оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и в виде самостоятельного процесса обучения. В первом случае темы оказания первой помощи пострадавшим должны быть включены в программы обучения требованиям охраны труда, во втором случае должны быть разработаны отдельные программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим. Программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим должны быть разработаны с учетом примерных тем согласно приложению N 2. Председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, а также специалисты по охране труда, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Согласно пункту 35 Правил обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателями с привлечением работников или иных специалистов, имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением N 2, и прошедших подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится не реже одного раза в 3 года (пункт 36 Правил).
Пункт 37 Правил предусматривает, что обучение по оказанию первой помощи пострадавшим заканчивается проверкой знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, требования к проведению которой установлены положениями раздела VII настоящих Правил. В случае если темы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим включены в программы обучения требованиям охраны труда, проверка знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим может быть совмещена с проверкой знания требований охраны труда по окончании обучения требованиям охраны труда. Результаты проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим оформляются в соответствии с требованиями раздела VIII настоящих Правил.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
ЕТКС и ЕКС соответственно содержат перечень работ, профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих.
В судебном заседании установлено следующее.
Как следует из Устава муниципального образования «Россошинское сельское поселение», Администрация Россошинского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органами местного самоуправления федеральными и областными законами (статья 26, 32).
Администрация Россошинского сельского поселения обладает правами юридического лица (статья 32).
Администрацию Россошинского сельского поселения возглавляет глава администрации (статья 33), который в рамках своих полномочий утверждает штатное расписание администрации, является представителем нанимателя (работодателя) в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в Администрации Россошинского сельского поселения, иных работников администрации сельского поселения.
Таким образом, судом установлено, что Администрация Россошинского сельского поселения является работодателям по отношении к работникам администрации, обязанным соблюдать требования трудового законодательства, норм по охране труда.
Судом также установлено, что прокуратурой Зерноградского района в январе 2025 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика: в частности, обучение по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим 5 работниками администрации не пройдено.
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Россошинского сельского поселения внесено представление об устранении указанных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено, в ответе сообщается, что нарушения не устранены из-за отсутствия финансирования на данные мероприятия.
Судом также установлено, что ответчик своим распоряжением не определил работников, на которых возложена обязанность по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда, при этом работодателем не принято решения об обучении всех без исключения работников администрации правилам оказания первой медицинской помощи.
Следовательно, исходя из положений пункта 33 Правил, с учетом состава работников администрации, суд приходит к выводу, что обучению по программе оказания первой медицинской помощи подлежит работник, выполняющий работу по должности – уборщик служебных помещений, которая по ЕТКС относится к профессии рабочих.
Должность уборщика служебных помещений в настоящее время замещает ФИО №1
Иные работники администрации, не прошедшие обучение по оказанию первой медицинской помощи, занимают должности, не относящиеся к профессиям рабочих, они занимают должности служащих.
Судом установлено, что на момент рассмотрения иска уборщик служебных помещений не прошел обучение по программе оказания первой медицинской помощи, нарушения законодательства в сфере охраны труда ответчиком не устранены.
Ответчиком заявлено о признании иска, которое совершено в письменной форме уполномоченным лицом ответчика, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком.
Суд приходит к выводу, что не проведение своевременного обучения работника Администрации по программе обучения оказания первой медицинской помощи пострадавшим, является нарушением трудового законодательства, законодательства в сфере охраны труда, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в данных сферах, заявленные исковые требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о разумности и достаточности срока продолжительностью один месяц для реального исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что данный срок является явно недостаточным, очевидно, что исполнение решения суда в столь сжатый срок весьма затруднительного для органа местного самоуправления по следующим причинам.
Согласно ч.1, 2 ст.52 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
В силу ч.3 ст. 184 БК РФ порядок и сроки составления проектов местных бюджетных устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом, муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и областного бюджета.
Судом установлено, что деятельность Администрации Россошинского сельского поселения финансируется исключительно за счет средств местного бюджета, иных источников финансирования Администрация не имеет, финансирование мероприятий по реализации мероприятий по охране труда в бюджете Зерноградского района на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов не запланировано.
В ответе на представление прокурора ответчик указывает, что вопрос о выделении незапланированных денежных средств в целях устранения данного нарушения может быть рассмотрен в течение 3-х месяцев.
По состоянию на текущий момент пока не определен размер потребности в финансирования мероприятия по обучению работника.
Отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства, Бюджетный кодекс РФ не исключает возможности внесения изменения в бюджет муниципального образования после его окончательного утверждения.
Учитывая особенности финансирования бюджетного учреждения, особенности бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что срок продолжительностью 6 (шесть) месяцев является разумным и достаточным сроком для изыскания дополнительного финансирования и принятия реальных мер по устранению нарушения в деятельности ответчика в рассматриваемой сфере.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зерноградского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обучение уборщика служебных помещений Петренко В.В. по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (вместе с "Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда").
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Тулаева
