ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0033-01-2025-000205-40 |
Дата поступления | 31.01.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Тулаева Оксана Викторовна |
Дата рассмотрения | 24.03.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1, Зерноградский районный суд Ростовской области |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 31.01.2025 | 17:02 | 31.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 03.02.2025 | 10:12 | 03.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 07.02.2025 | 15:15 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 10.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 07.02.2025 | 15:16 | 10.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 17.02.2025 | 14:19 | 18.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 11.03.2025 | 12:00 | 5 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 18.02.2025 | |||
Судебное заседание | 24.03.2025 | 11:30 | 5 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 11.03.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.04.2025 | 11:38 | 24.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 10.04.2025 | 09:54 | 14.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация Большеталовского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Зерноградского района Ростовской области |
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2025.
Дело № 2-387/2025
УИД: 61RS0033-01-2025-000205-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2025 года гор. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тулаевой О.В., при секретаре Крат А.О.,
с участием помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Градовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большеталовского сельского поселения Зерноградского района об обязании провести специальную оценку условий труда
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование следующее.
Прокуратурой Зерноградского района проведена проверка Администрации Большеталовского сельского поселения на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда.
Проверкой установлено, что специальная оценка условий труда в нарушение ст. 214 ТК РФ, ч.4 ст.8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О проведении специальной оценки условий труда» в администрации не проведена, срок действия предыдущей оценки истек.
С целью устранения указанных нарушений прокуратурой района в январе 2025 года главе администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако, специальная оценка условий труда не проведена.
В связи с этим прокурор просит суд: обязать Администрацию Большеталовского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда.
Помощник прокурора Зерноградского района Ростовской области Градова О.Н. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Администрация Большеталовского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой б то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Статьей 210 ТК РФ установлен перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда, в числе которых законодатель определил: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда; государственное управление охраной труда; государственная экспертиза условий труда; предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; создание условий для формирования здорового образа жизни работников; установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя; работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (часть 1); специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2); специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3).
Часть 4 названной статьи предусмотрено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласноч.3 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов, а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено следующее.
Как следует из Устава муниципального образования «Большеталовское сельское поселение», Администрация Большеталовского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органами местного самоуправления федеральными и областными законами (статья 26, 33).
Администрация Большеталовского сельского поселения обладает правами юридического лица (статья 33).
Администрацию Большеталовского сельского поселения возглавляет глава администрации (статья 30), который в рамках своих полномочий утверждает штатное расписание администрации, является представителем нанимателя (работодателя) в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в Администрации Большеталовского сельского поселения, иных работников администрации сельского поселения.
Таким образом, судом установлено, что Администрация Большеталовского сельского поселения является работодателям по отношении к работникам администрации, обязанным соблюдать требования трудового законодательства, норм по охране труда.
Судом установлено, что прокуратурой Зерноградского района в январе 2025 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой выявлено, что в нарушение ст. 214 ТК РФ, ч.4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О проведении специальной оценки условий труда» в Администрации Большеталовского сельского поселения специальная оценка не проведена, отчет об оценке отсутствует.
Судом также установлено, что специальная оценка условий труда ранее проводилась в Администрации Большеталовского сельского поселения, отчет о ее проведении был утвержден 10.07.2019, однако, срок действия данной оценки истек в 2021 году, актуальной оценки условий труда не имеется.
Специальная оценка труда проводилась в администрации на основании договора, заключенного со специализированной организацией, продолжительность проведения оценки составила более 3-х месяцев с 19.03.2019 (проведение измерений) до 10.07.2019 (утверждение отчета об оценке), количество рабочих мест – 18.
22.01.2025 главе Администрации Большеталовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.
29.01.2025 указанное представление рассмотрено, в ответе сообщается, что нарушения не устранены из-за отсутствия финансирования на данные мероприятия.
Судом установлено, что на момент рассмотрения иска выявленные проверкой нарушения по-прежнему не устранены.
Суд приходит к выводу, что не проведение своевременной специальной оценки условий труда, является нарушением трудового законодательства, влечет риск возникновения неблагоприятных последствий для работников администрации, круг которых заранее не определен, требования прокурора являются законными и обоснованными, доводы иска подтверждены надлежащими средствами доказывания, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о разумности и достаточности срока продолжительностью три месяца для реального исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что данный срок является явно недостаточным, очевидно, что исполнение решения суда в столь сжатый срок весьма затруднительного для органа местного самоуправления по следующим причинам.
Согласно ч.1, 2 ст.52 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
В силу ч.3 ст. 184 БК РФ порядок и сроки составления проектов местных бюджетных устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом, муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и областного бюджета.
Судом установлено, что деятельность Администрации Большеталовского сельского поселения финансируется исключительно за счет средств местного бюджета, иных источников финансирования Администрация не имеет, финансирование мероприятий по реализации мероприятий по охране труда в бюджете Зерноградского района на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов не запланировано.
По состоянию на текущий момент пока не определен размер потребности в финансирования мероприятия по специальной оценке условий, при этом, как следует из предыдущего отчета проведение такой оценки требует значительных временных затрат, не менее 4-х месяцев.
При определении разумности и достаточности срока исполнения решения суд также принимает во внимание количество рабочих мест, подлежащих обследованию – 18, время, необходимое на заключение договора со специализированной организацией.
Отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства, Бюджетный кодекс РФ не исключает возможности внесения изменения в бюджет муниципального образования после его окончательного утверждения.
Учитывая особенности финансирования администрации, особенности бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что срок продолжительностью 6 (шесть) месяцев является разумным и достаточным сроком для изыскания необходимого финансирования и принятия реальных мер по устранению нарушения в деятельности ответчика в рассматриваемой сфере.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зерноградского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Большеталовского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Тулаева
